Ozon или Wildberries: что лучше для бизнеса?
Белорусские предприниматели при запуске и расширении бизнеса часто отдают предпочтение маркетплейсам. И этому есть объяснение: онлайн-площадки открывают большие возможности ритейлерам.
Перед бизнесменами, которые решают занять свою нишу на торговой площадке, встает вопрос: с кем сотрудничать — Wildberries или Ozon? В статье рассказываем о текущем положении, перспективах, показываем статистику роста платформ, их плюсы и минусы.
Зачем бизнесу маркетплейсы?
Онлайн-платформы удобны для покупателей, следовательно, для бизнеса это тоже выигрышный вариант:
- большой ассортимент — продавец может присутствовать на рынке с неограниченным количеством товаров любой категории;
- снижение затрат — не нужно нести затраты на аренду помещения, ремонт, наем продавцов, разработку сайта;
- расширение географии — товар могут заказать в Беларуси, России, Казахстане и других странах, где есть пункты выдачи;
- экономия времени — в случае обслуживания в магазине продавец уделяет все внимание только одному клиенту, а при онлайн-заказах за минуту может быть оформлена сотня покупок;
- удобная логистика — если интернет-магазин доставляет покупки собственными силами до клиента, то при торговле на площадке можно делегировать эту функцию.
Чтобы бренд стал узнаваемым и хорошо продавался, важно правильно оформить карточки товаров, составить SEO-оптимизированные тексты, работать с отзывами, следить за спросом на рынке.
Трафик и аудитория: чего ждать?
По статистике в Беларуси в 2022 году наблюдался рекордный подъем продаж на Вайлдберриз и Озон. Отследить это легко через Яндекс WordStat. Только в нашей стране число запросов значительно выросло:
- Вайлдберриз: с апреля 2021 г. по апрель 2022 г. — с 58 558 до 126 437;
- Озон: с апреля 2021 г. по апрель 2022 г. — с 9954 до 28 552.
По официальным данным WB площадку ежедневно посещают 7 миллионов пользователей из 10 государств. Каждый день оформляют 780 тыс. покупок. По статистике Озон в месяц фиксируется 80 миллионов посетителей.
Аудитория на торговых площадках примерно одинаковая. Основное ядро составляют люди от 25 до 35 лет. На Wildberries чаще покупают женщины — 52,5%, на Ozon — мужчины — 53%.
С каким товаром лучше выходить на маркетплейсы?
Выход на e-commerce будет прибыльным, если иметь достоверные данные о спросе, сезонности. Маркетплейсы позволяют проводить анализ рынка. Имея эту информацию, легче принимать решение, с чем выходить в коммерцию.
Наибольшим спросом пользуются предметы ежедневного пользования. Топ-5 ниш для выхода на e-commerce:
- Одежда, аксессуары: футболки, платья, шорты, сумки, шапки.
- Бытовые средства: гели для душа, прокладки, шампуни, порошки.
- Предметы для дома: салфетки, полотенца, пледы, часы, свечи.
- Детские товары: подгузники, бутылочки, игры, книжки, коврики.
- Уходовая и декоративная косметика: тональные кремы, базы под макияж, тени, карандаши.
Чтобы понять, на какую площадку выходить, нужно:
- Проанализировать, на какой платформе конкуренция на выбранную категорию меньше: чем больше позиций, тем ниже спрос.
- Изучить отзывы на топовые товары вашей категории: если их много, значит, спрос высокий.
- Определиться, готовы ли вы заплатить за регистрацию: на Озоне она бесплатна, на WB платная.
При выходе в электронную коммерцию важно составить план и провести анализ. Для этого мало пользоваться бесплатными инструментами, они не дают полноценной картины. Проанализировать самостоятельно рынок без специализированных знаний сложно. Можно обратиться в компанию, которая оказывает услуги по продвижению на маркетплейсах. Менеджеры с помощью специальных сервисов составят подробный отчет, дадут рекомендации, продвинут карточки товаров, помогут продавать больше.
Схемы работы и способы продвижения
Для белорусских селлеров есть несколько схем работы:
- FBS (fulfillment by supplier) — продавец хранит товар на своем складе. При поступлении заказа он отвозит его в сортировочный центр. Такой формат подходит крупным организациям, реализующим товары большими партиями.
- FBO (fulfillment by operator) — селлер отгружает товар в логистический центр маркетплейса на хранение. Сотрудники склада упаковывают и отправляют заказ клиенту. Нужно учитывать, что за услугу придется заплатить комиссию и покрыть логистические затраты;
- rFBS (real fulfillment by supplier) — продавец доставляет заказ до покупателя своими силами. Сделать это можно через подрядчика. Такая форма существует пока только на Озон.
Маркетплейсы предлагают инструменты, которые помогают продвигать товары: участие в акциях, платная реклама, скидки, покупка баннера. Эти возможности доступны в личном кабинете продавца.
Комиссия, стоимость доставки, штрафы, вывод денег
Сотрудничество с торговыми онлайн-площадками предполагает комиссионное вознаграждение. Размер устанавливается в зависимости от категории товара. В среднем цифры составляют:
- на WB — не более 15% от цены плюс логистические расходы;
- на Ozon — 5–20%, зависит от стоимости заказа.
На стоимость также влияет форма сотрудничества с маркетплейсом. Правила торговли на обеих площадках схожи. За их нарушение предусмотрены штрафы вплоть до блокировки личного кабинета.
Наиболее частые причины для «наказания»:
- несоответствие реального товара указанной в карточке информации;
- отсутствие нужных документов или использование фиктивных;
- торговля неразрешенными изделиями;
- ненадлежащая упаковка.
Список может становиться шире, адаптироваться под ситуации. На Озоне и Вайлдберриз разная периодичность вывода средств: на WB — каждый понедельник, на Ozon — два раза в месяц.
Уровень конкуренции
Конкуренция на площадках высока, и этот показатель стремится вверх. Чтобы обеспечить желаемый уровень дохода, селлеру нужно следить за рынком, оптимизировать карточки, вкладывать средства в продвижение и рекламу.
Чтобы обойти конкурентов, получать прибыль, приходится изучать алгоритмы ранжирования конкретной площадки. Если самостоятельно сделать это сложно, доверьте работу компании, которая поможет увеличить продажи.
Что выбрать: WB или Ozon?
У обеих платформ есть свои условия, преимущества и недостатки.
Начинать бизнес рекомендуют с WB. Плюсы Вайлдберриз:
- возможность быстро регулировать стоимость;
- подробные аналитические отчеты;
- отработанная система доставки.
Минус в том, что WB часто меняет свою политику и всегда на стороне клиента — конечного покупателя.
Плюсы Озон:
- простой интерфейс, быстрая настройка внутренней рекламы;
- бесплатная регистрация кабинета;
- обучающие материалы для партнеров в личном кабинете.
Минусы: логистические затраты выше, вывод суммы два раза в месяц.
Таким образом при выборе платформы для выхода в e-commerce необходимо:
- определить нишу;
- провести аналитику;
- сравнить все за и против;
- создать качественные карточки товаров;
- постоянно оптимизировать их;
- работать над дальнейшим их продвижением.
Желаем успехов в бизнесе!